Программа
по реализации инновационного проекта
«Внедрение модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия»
на 2017-2019 годы
Название этапа |
Сроки |
Задачи |
Содержание этапа |
Прогнозируемый результат |
Подготовительный |
Январь-март 2017 |
Разработать инновационный проект |
Изучение нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. Уточнение темы инновационного проекта. Внешний консалтинг по вопросам внедрения модели развития читательской грамотности учащихся. Оценка педагогического, материально-технического потенциала учреждения образования. Изучение литературы по теме проекта. Разработка программы реализации инновационного проекта. Определение содержания, разработка инструментария для организации мониторинга процесса внедрения модели читательской грамотности, результатов педагогической и учебной деятельности участников образовательного процесса. Составление календарного плана реализации инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году. Направление проекта на предварительное рассмотрение консультанту проекта |
Инновационный проект Определение участников инновационной деятельности Диагностические материалы выявления уровня следующих читательских компетенций учащихся: -восприятие текста, -анализ текста, -интерпретация текста, -осмысление текста, -оценка текста, -интеграция текста. |
Проектировочный |
Апрель-сентябрь 2017 |
Разработать методику проведения инновационной деятельности в учреждении образования |
Участие педагогов в обучающих семинарах, тренингах по вопросам читательской грамотности. Подготовка управленческих решений об организации инновационной деятельности, о распределении функциональных обязанностей участников творческой группы. Ознакомление учащихся и их законных представителей с особенностями образовательного процесса нового учебного года, целями и содержанием инновационной деятельности. |
Готовность всех участников образовательного процесса к инновационной деятельности |
Диагностический |
Сентябрь-ноябрь 2017 Март-апрель 2018 Октябрь-ноябрь 2018 Март-апрель 2019 |
Выявить уровень готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельности выявить уровень читательской грамотности учащихся |
Диагностика мотивационного профиля и уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. Диагностика уровня ИКТ-компетентности педагогов Уровневая диагностика профессиональной компетентности педагогов в сфере читательской грамотности, использования информационно-коммуникационных технологий. Диагностика уровня читательской грамотности учащихся. Анализ и оценка полученной информации по результатам проведённых диагностик. |
Результаты диагностики мотивационного профиля, уровня готовности педагогов к инновационной деятельности, а также уровня ИКТ-компетентности педагогов Результаты диагностики уровня сформированности читательской компетентности учащихся |
Практический |
Сентябрь 2017 – март 2019 |
Внедрить модель формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия |
Проведение обучающих семинаров, собраний тренингов, практикумов для участников образовательного процесса, реализующих инновационный проект. Определение тем по самообразованию участников инновационного проекта. Повышение квалификации педагогов на базе учреждений дополнительного образования взрослых. Разработка педагогами планов учебных занятий, внеклассных мероприятий, информационных и классных часов, ориентированных на развитие читательской грамотности учащихся в контексте компетентностного подхода. Организация обучения учащихся III «А», III «Б» VII, VIII классов с использованием модели развития читательской грамотности учащихся в контексте компетентностного подхода (с сентября 2017), в том числе с использованием блогов педагогов Организация и осуществление исследовательской деятельности учащихся. Организация работы с законными представителями учащихся по вопросам читательской грамотности. Ведение педагогами дневников наблюдений за ходом внедрения модели развития читательской грамотности учащихся в контексте компетентностного подхода. Ведение отчетности и информирование педагогического коллектива гимназии о ходе реализации инновационного проекта. Коррекция и регулирование в процессе реализации инновационного проекта. Проведение оперативных и коррекционно-инструктивных совещаний с участниками инновационной деятельности. Стимулирование участников инновационной деятельности. Организация внутреннего (внешнего) консалтинга по результатам внедрения модели развития читательской грамотности учащихся. Сетевое взаимодействие всех участников инновационного проекта Взаимообмен опытом внедрения модели развития читательской грамотности учащихся с другими учреждениями образования, реализующими инновационный проект. Выявление наиболее эффективных приемов и механизмов организации инновационной деятельности, прогрессивного педагогического опыта участников инновационного проекта. Систематизация учебно-методического и дидактического обеспечения для формирования у участников образовательного процесса представлений о теоретических основах развития читательской грамотности учащихся в контексте компетентностного подхода. Разработка методических рекомендаций для педагогов по вопросам развития читательской грамотности учащихся в контексте компетентностного подхода. Подготовка материалов для публикации. Подготовка информации о промежуточных результатах инновационной деятельности. |
Дополнительные учебно-методические и дидактические материалы, ориентированные на формирование читательской компетентности учащихся Публикации о ходе и результатах инновационной деятельности |
Обобщающий |
Апрель-июнь 2019 |
Оценить эффектив ность инновационной деятель ности |
Составление отчетов участниками инновационной деятельности Анализ результатов инновационной деятельности. Построение динамики развития читательской грамотности учащихся в контексте компетентностного подхода. Подготовка итогового отчета и учебно-методических материалов по результатам инновационной деятельности. Подготовка методических рекомендаций по внедрению и распространению инновации в практику работы учреждений общего среднего образования Республики Беларусь. |
Отчет о результатах реализации инновационного проекта. Методические рекомендации «Формирование читательской компетентности учащихся» |